МАСЛЕНИЦА традиции
НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ: В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды.
ОБЫЧАЙ ВОЗИТЬ ДЕРЕВО Вплоть до начала XX века сохранялся обычай "возить дерево". Какое-нибудь сухое дерево (чаще всего берёзу или ольху) спиливали и укрепляли в санях. Затем дерево украшали лентами, лоскутами и бубенчиками и провозили его вдоль деревни. Иногда вместо дерева в сани клали колесо, на ступицу сажали юношу или молодого мужчину, держащего в руках вино и калачи. Сани проезжали через всю деревню. За санями с деревом ехали уже другие сани, в которых участники ритуала пели песни. Этот обряд открывал череду Масленичных празднеств.
ЕДА НА МАСЛЕНИЦУ можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей.
Правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. "Гостевание"; приобретает самоцельный характер.
БЛИНЫ
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнца, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца.
история: одна из легенд гласит что в основе появления самого слова «масленица» лежит русские традиции выпекания блинов. Отмечается в день весеннего равноденствия, когда день становится равным ночи и привязан к солнечному циклу.
Блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Блинами славяне пытались задобрить души усопших, просить их благословения на будущий год, надеяться на их защиту.
Без блинов не масленица, без пирогов - не именины.
САМО приготовление блинов было как магичное действие:
опару МОЛЧА, готовили на снеге «Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих(стараясь никого не встретить на пути) и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:
Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!»
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Молодую учила свекровь. Если отношения были плохими девушка так и не узнавала семейный рецепт хлеба, тогда ее ждал позор.
Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.
КОЛЯДКИ В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.
Тин-танка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь, Не пора ли блины печь! –
пропев под окнами такую песенку, владимирские ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:
Паршивые блины
По аршину длины!
После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:
Широкорожая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ БЛИН
Особое значение в народных обрядах имеет горячий, первый блин и блин, который испечен последним, он, как правило, сухой и соленый.
Блин, выпеченный первым на масленой неделе, выкладывали для родителей на слуховое окно или божницу, крышу или могилу. В городах в то время первый блин отдавался нищему, для поминания всех усопших, или, могли также и сами съесть за упокой усопших. Если блин клали на слуховое окошко, то обязательно приговаривали следующие слова: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!" .
Кроме того, в похоронах Масленицы блин дают в руки чучелу, которое является масленицей, и сжигают куклу вместе с блином.
Первый блин – Комам, блин второй – знакомым, третий блин - родне, а четвертый – мне!
Выражение «первый блин комом» не о плохом, не удавшимся блине. Изначально Комами на Руси называли медведей, которые были покровителями рода, их уважали, боялись и задабривали. Как раз с наступлением весны, чтобы задобрить просыпающегося мишку, ему несли в лес и оставляли первый блин.
Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Так шутили и посмеивались сами над собой.
КАТАНИЕ С ГОР
Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
КАТАЛИСЬ С ГОР и НА ПРЯЛКАХ, поскольку катанию с гор придавался особый смысл. В старину существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен».
В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году.
Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.
КАТАНИЕ НА ТРОЙКАХ Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь, наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Запрягу я коня вороного,
Посажу я кума молодого.
Масленица счастливая,
Протянися подольше!
Девки, масленка идет,
Кто нас покатает?
У Петруни за двором
Сивка пропадает.
Я о масленке катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
Не целуй меня на улице -
Целуй меня в сенях!
Не целуй меня в сенях
Целуй на маслену в санях!
СОЛНЕЧНОЕ КОЛЕСО: В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующим ярко пылающее солнце.
Одной из народных забав была такая - колеса поджигали и скатывали с гор.
Кроме того, также в русских деревнях было принято производить разные действия, которые связанны с кругом:
- объезжать несколько раз село на лошадях
- украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам
- водить традиционные хороводы.
На Руси считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».
ТАНЦЫ: Танцевали на Масленицу по преданию высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими.
Считалось, что как отпразднуешь масленицу так и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».
ПОЗДРАВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ и СВАДЬБЫ: Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали на санях по всей деревне, но за плохое и скудное угощенье могли скинуть лицом в снег.
ОБРЯД ЦЕЛОВАНИЯ Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодым семьям. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.
Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!»«Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза, но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» - и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз». Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу.
СТОЛБЫ Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». «Состоит этот обычай в том, что молодые нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: «Порох на губах!» - и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» Иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеется, как маков цвет. «Столбы» продолжаются час, потом едут кататься».
В Тверской губернии «к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне».
У Владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых зятьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывальщикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.
Традиционный вятский «целовник» имел место в масленичную субботу, когда «подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней».
СВАТОВСТВО На Костроме «выборанивали девок»-таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.
СВАДЬБЫ Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару....
Молодые играли свадьбы. Девки и парни соревновались в ловкости и умениях и подыскивали себе пару.
Холостякам на Масленицу к ногам привязывали особую колодку и заставляли ходить с такой меткой весь день, шуточное наказание за то что не женился в прошедший мясоед.
ПОСЕЩЕНИЕ ТЕЩИ ЗЯТЬЯМИ
Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомки», т. е. в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
зять на двор - пирог на стол.
у тещи про зятя и ступа доит. придет зять, где сметанки взять?
Было у тещи
Семь зятьев:
Хомка зять,
И Пахомка зять,
И Гришка зять,
И Гаврюшка зять,
И Макарка зять,
И Захарка зять,
Зятюшка Ванюшка -
Милей всех затьев!
И стала теща
Затьев за стол сажать.
Хомка сел,
И Пахомка сел,
И Гришка сел,
И Гаврюшка сел,
И Макарка сел,
И Захарка сел,
«Зятюшка Ванюшка,
Поди вот тут сядь!»
Стала теща зятьев
Вином потчевать:
Хомке рюмка,
И Пахомке рюмка,
И Гришке рюмка,
И Гаврюшке рюмка,
И Макарке рюмка,
И Захарке рюмка,
Зятюшке Ванюшке -
Рюмочка с винцом!
И стала теща
Затьев в гости звать.
Хомка идет,
И Пахомка идет,
И Гришка идет,
И Гаврюшка идет,
И Макарка идет,
И Захарка идет.
«Зятюшка Ванюшка,
Иди поскорей!»
Стала теща с зятьев
Деньги обирать:
С Хомки - рубь,
И с Пахомки - рубь,
И с Гришки - рубь,
И с Гаврюшки - рубь,
И с Макарки - рубь,
И с Захарки - рубь,
С зятюшки Ванюшки -
Пара серебра!
Стала теща
Зятьев провожать:
И Хомке - в шею,
И Пахомке - в шею,
И Гришке - в шею,
И Гаврюшке - в шею,
И Макарку - в шею,
И Захарку - в шею,
А зятюшку Ванюшку -
За святые волоса!
Ой, Куры вы, куры,
Кочеты молодые,
Гребни вы золотые!
Что не пойте вы рано,
Не будите мово зятя.
Зять у тещи гуляет,
Теша у зятя пытает:
«Что зять ты, зятечек,
Дорогой сын гостечек,
Скажи мне всю правду,
Что на свете милее:
Али тесть, али теща,
Али жена молодая,
Али матушка родная?»
«Теща милая - для привета,
Жена молодая - для совета,
А маменька родная
Милей всего свету».
КУЛАЧНЫЕ БОИ всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои
масленица-пышка на улицу вышла,
на гору катиться, с ребятами драться!
ребята - дураки, нажимали кулаки,
нажимали кулаки все на масленицы на боки!
(ярославская губ.)
происходило ВОЗВЕДЕНИЕ И ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДА
происходили ТРАДИЦИОННЫЕ КОНСКИЕ БЕГА
КУКЛА МАСЛЕНИЦА Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
(Подмосковье.)
Наша Масленица годовая,
Наша Масленица годовая!
Наша Масленица годовая,
Она гостика дорогая,
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комонях разъезжает,
Все на комонях разъезжает!
Чтобы коники были вороные,
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Здравствуй, Масленица!
(Псковская губ.)
РЯЖЕНЫЕ Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего Рядятся цыганами.
Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
МАСЛЕНИЧНЫЙ ПОЕЗД В пошехонском селе Давшино (Ярославская губ.) масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут, сделанный своими руками, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, век) испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.
В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: «Ребята», заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье» платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто».
Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!
Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велика дня
До Петрова дня!
КУКЛЫ: В последний день масленицы принято сжигать соломенную куклу-масленицу символизирующую чучело Морены (или Морана – злая богиня мрака и смерти). Сжигание куклы – смерть метафора боя сил тепла с силами холода, смерти и рождения, борьбы добра и зла. Проводы зимы до следующего года.
Кукла-масленица делалась – в человеческий рост(для гуляний). И для дома – маленькой. Домашняя кукла масленица считалась мощным оберегом, и делалась из лыка, на деревянной основе и с тряпичным лицом. Она символизировала достаток в семье и крепкое потомство.
В отличии от «общей», домашнюю масленицу делали в понедельник, первый день масленицы, ее не сжигали, а одевали в красивые одеяния и хранили в красном углу. Ранее было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду на которой пекли блины.
ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ устраивали в воскресенье - «прощеный день» Сутра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова -
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщицу!
В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.
Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны Масленицы: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу.
Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой.
Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуя!», а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни».
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Как на масляной неделе
В потолок блины летели!
И-их! Уж ты Масленица, ты обманщица,
Говорила семь недель, а остался один день!
(Калининская обл.)
Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить,Ура! (Ярославская губ.)
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.
Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
(Владимирская губ.)
А масляна, масляна полизуха!
Полизала блинцы да стопцы,-
На тарельцы.
А мы свою масляну провожали,
Тяжко-важко да по ней воздыхали.
«А масляна, масляная воротися,
До самого Велика дня протянися!»
(Курская губ.)
Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила.
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, сатана!
(Владимирская губ.)
КОСТРЫ: Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь.
Это были очистительные обряды, с которыми приходила новая, чистая энергия.
Костры старались разводить как можно более дымными – издревле считалось, что дым прогоняет нечисть.
Так же разжигали костры из соломы, для того, что бы согреть их теплом умерших, что бы те не мерзли на том свете, в царстве лютого холода богини Морены.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен.
С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!».
Проводы честной масленицы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в поезде по городу и селам. Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В средние дровни ставили большой столб, на него клали колесо, на колесо сажали мужика, опытного в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг его пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками.
Прощальный поезд в Ярославле называется: околка, в Нерехте: обоз, в Туле: круг и конец. В Нерехте на проводах сожигают Масленицу. Вечером, после всех гуляний и забав, выходит молодой народ, мужчины, женщины, девицы и дети, из своих дворов с соломою. При пении песен сожигается солома.
НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.
(с) Студия Надежды Грековой
О традициях на масленичной неделе по дням читайте ЗДЕСЬ
С началом Великого Поста на Руси традиционно начинали расписывать писанки, что бы на пасху подарить яйцо каждому.
Вы можете создать свою писанку или освоить технологию её написания на группе СЛАВЯНСКАЯ ПИСАНКА
Традиционные русские куклы-обереги, в том числе Масленица, Солнечное Колесо и другие, собраны в МУЗЕЕ СЛАВЯНСКИХ КУКОЛ открытом у нас в студии.
Научиться мастерству изготовления славянских обрядовых кукол вы можете на занятиях группы НАРОДНАЯ КУКЛА
Мы проводим творческие и необычные ПРАЗДНИКИ
На занятия в нашей студии можно записаться в разделе КОНТАКТЫ