материал - Песок
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.
Песочная терапия для взрослых
Существует распространённое мнение, что песочная терапия предназначена для детей.
Однако использование песка в терапии было открыто Карлом Густавом Юнгом в контексте психотерапевтической помощи взрослым.
Психологическая песочница - один из самых действенных проективных приемов организации встреч человека с самим собой. Она помогает увидеть себя, свой внутренний мир СО СТОРОНЫ и СВЕРХУ, то, чем на САМОМ ДЕЛЕ занято сознание человека, что заботит его душу. Песочница позволяет задуматься о времени, пространстве и возможностях.
Это мягкая форма интервенции во внутренний мир человека, его систему ценностей и убеждений. Она позволяет взглянуть на непростую жизненную ситуацию, разыграть позитивный сценарий ее разрешения, приобрести необходимую силу и уверенность, освободиться от некоторой части психологического напряжения.
Песочная картина является срезом актуальной психической реальности человека.
Все психические процессы в ней глубоко зашифрованы и ключей к шифру немало.
Чтобы понять идею песочной картины необходимо уловить:
• множество уровней композиции
• сюжетные динамики
• ключевые характеристики
• символизм и метафоры
• информацию личного и коллективного бессознательного и др.
Это требует специальной подготовки терапевта.
Песочная терапия для детей
Песочница помогает ребенку войти в диалог с окружающим миром. В ней создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность и «мануальный интеллект» ребенка, это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы.
Перенося традиционные обучающие и развивающие задания в песочницу мы получаем дополнительный эффект – повышается мотивация ребенка, развитие познавательных процессов происходит гармонично, улучшается психоэмоциональное состояние.
До 4 - летнего возраста игра с песком носит скорее развивающий характер и представляет собой общение ребенка с песком как с природным материалом.
Полноценная психологическая работа с детьми в песочнице начинается примерно с 5-и летнего возраста. Основное содержание психологической работы с ребенком в песочнице укладывается в 30 минут для обычных детей и до 50 минут для детей со сниженным интеллектом.
В нашей студии при работе в формате песочной терапии мы используем:
педагогические и развивающие игры с песком
мандала-терапию
спонтанные игры
ведомые игры
параллельные игры
песочная терапия успешно работает
• с психосоматическими заболеваниями.
• с семейной системой и отношениями
• со снами
• с конфликтами
• с тревогой и внутренним напряжением
• с агрессией
• с ресурсами
• с границами
• с энурезом
• с травматическими ситуациями
• с групповой динамикой и конфликтами в группе
С благодарностью Татьяне Дмитриевне Зинкевич-Евстигнеевой
(с) психолог тренер коуч Надежда Грекова